MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C83670.902C5280" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C83670.902C5280 Content-Location: file:///C:/E31CBEB5/2007MSU.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
«П&=
#1088;облемы
модернизацl=
0;и
экономики и
экономичесl=
2;ой
политики
России.
Экономичесl=
2;ая
доктрина
Российской
Федерации»
(Москва,
19-20 октября 2007 г.,
здание
фундаментаl=
3;ьной
библиотеки
МГУ)
Пр=
1080;
участии:
Отделение
общественнm=
9;х
наук РАН,
Институт
экономики
РАН, Институ=
090;
государствk=
2;
и права РАН,
Центральныl=
1;
экономико-м
=
72;тематическ=
1080;й
институт РА
=
53;,
Институт
научной
информации
по обществе
=
85;ным
наукам РАН,
Московский
государствk=
7;нный
университеm=
0;
им. М.В.
Ломоносова, Государст=
074;енный
научно-иссл
=
77;довательск=
1080;й
институт
системного
анализа
Счетной
палаты РФ, j=
2;ентр
проблемногl=
6;
анализа и
государствk=
7;нно-управле=
1085;ческого
проектировk=
2;ния
при ООН РАН
Изд=
;ание:
«Труды
Экономичесl=
2;ого
собрания»
Смирнова
Ольга
Олеговна
Базлу=
;цкая
Людмила
Владимировl=
5;а
На
протяжении
последних 5 – 7
лет
Правительсm=
0;во
Российской
Федерации
предпринимk=
2;ло
ряд действи
=
81;,
направленнm=
9;х
на повышени
=
77;
экономичесl=
2;ого
роста стран
=
99;.
Развитие ин
=
74;естиционны=
1093;
институтов,
высокий
уровень
доходности
капиталовлl=
6;жений,
быстрый рос
=
90;
российскогl=
6;
потребителn=
0;ского
рынка,
развитие
инновационl=
5;ых
инструментl=
6;в
- это главные
характерисm=
0;ики
инвестициоl=
5;ного
климата
России.
Наиболее
известные
рейтинговыk=
7;
агентства,
оценивающиk=
7;
инвестициоl=
5;ную
привлекатеl=
3;ьность
различных
стран, в 2006 год
=
91;
значительнl=
6;
повысили
рейтинги Ро
=
89;сии.
По оценкам
экспертов
профицит
бюджета в 2007
году
составит
приблизитеl=
3;ьно
5% ВВП.
&=
nbsp; Отличит&=
#1077;льной
особенностn=
0;ю
периода с 2000 пl=
6;
2006 год стало
восстановлk=
7;ние
опережающиm=
3;
темпов рост
=
72;
инвестиций
относительl=
5;о
динамики ВВП
под
воздействиk=
7;м
высоких
экспортных
доходов,
ускорения
роста
государствk=
7;нных
инвестиций.
&=
nbsp; За
анализируеl=
4;ый
период в
структуре
российских
инвестиций
произошел
ряд позитив
=
85;ых
изменений.
Возросло
обеспечениk=
7;
инвестициоl=
5;ными
ресурсами
таких сфер
экономики,
как АПК,
связь,
транспорт.
&=
nbsp; По
данным
Минэкономрk=
2;звития
России в теч=
077;ние
2000-2006 годов
значительнm=
9;й
объем
финансовых
средств был
вложен в
основные
фонды в таки=
093;
отраслях, ка=
082;
магистральl=
5;ый
трубопровоk=
6;ный
и
железнодорl=
6;жный
транспорт.
Удельный ве
=
89;
данного вид
=
72;
инвестиций
=
74;
общем объем
=
77; средств,
направляемm=
9;х
в основной
капитал, уве=
083;ичился
за этот
период с 18,5% до 20,=
3%.
&=
nbsp; Одновре&=
#1084;енно
за прошедши
=
81;
семилетний
период
значительнl=
6;
расширилисn=
0;
инвестиции
=
74;
основной
капитал в
секторе
связи, где
удельный ве
=
89;
инвестиций
=
74;
отрасль
увеличился
=
89;
2,7% в 2000 году до 5,4% в =
2006
году. Это
имеет
долгосрочнm=
9;й
положительl=
5;ый
эффект для
диверсификk=
2;ции
структуры
российской
экономики и
развития ин
=
92;ормационно-&=
#1082;оммуникаци=
;онных
технологий
=
80;
услуг.
&=
nbsp; Вме=
;сте
с тем, анализ
показывает,
что инвести
=
94;ионный
рост крайне
неравномерl=
5;о
распределеl=
5;
по регионам.
Комплексныl=
1;
анализ дина
=
84;ики
основных
показателеl=
1;,
таких как ин=
074;естиции
в основной
капитал и
инвестиции
=
74;
основной
капитал на
душу населе
=
85;ия,
ВРП и индекс
промышленнl=
6;го
производстk=
4;а,
а также
среднедушеk=
4;ых
денежных
доходов
населения
свидетельсm=
0;вует
о том, что все
субъекты
Российской
Федерации
могут быть
отнесены к
нескольким
основным
группам по
характеру и
интенсивноl=
9;ти
инвестициоl=
5;ного
процесса и
его связи с
ростом
основных
показателеl=
1;
экономичесl=
2;ого
и уровня
жизни насел
=
77;ния.
&=
nbsp; В
первую
группу
входят
регионы-лид
=
77;ры,
такие как
город Москв
=
72;
и Московска=
03;
область, дем=
086;нстрирующи&=
#1077;
устойчивый
рост инвест
=
80;ций
в основной
капитал, рос=
090;
ВРП и
промышленнl=
6;го
производстk=
4;а,
сказывающиl=
1;ся
на выраженн
=
86;е
увеличение
уровня жизн
=
80;
населения.
&=
nbsp; Ко
второй
группе можн
=
86;
отнести
субъекты РФ =
089;
высоким
уровнем
инвестиций
=
74;
основной ка
=
87;итал,
высоким
уровнем
жизни
населения, о=
076;нако
имеющих
средние и
низкие
значения ин
=
76;екса
промышленнl=
6;го
производстk=
4;а.
Это такие су=
073;ъекты,
как
Свердловскk=
2;я
область,
Хабаровскиl=
1;
край,
Республика
Татарстан,
Республика
Саха (Якутия)
и ряд других.
В этой групп=
077;
регионов
вкладываемm=
9;е
инвестиции
либо еще не
успели
оказать
влияние на промы=
;шленное
производстk=
4;о,
либо у
инвестициоl=
5;ных
средств
низкая
эффективноl=
9;ть.
&=
nbsp; К
следующей
группе
относятся
регионы со с=
088;еднем
уровнем
инвестиций
=
74;
основной ка
=
87;итал
на душу
населения и
высоким и
средним уро
=
74;нем
жизни
населения. В
ней можно
выделить
регионы со
средними
(Республика
Карелия,
Ленинградсl=
2;ая
область и др.)
и низкими по=
082;азателями
роста
экономики
(Ярославска=
03;,
Амурская,
Волгоградсl=
2;ая
области и др.).
Выделяются
=
74;
этой группе
регионы,
которые при
наличии
относительl=
5;о
невысоких
значений
инвестициоl=
5;ных
показателеl=
1;,
характеризm=
1;ются
более
высокими
значениями
показателеl=
1; экономичес=
1082;ого
роста. Это
такие
области как
Новосибирсl=
2;ая
область и
Приморский
край.
&=
nbsp; Для
следующей
группы
характерен
низкий уров
=
77;нь
инвестиций,
средний и
низкий уров
=
77;нь
жизни
населения,
средние
значения
основных
макроэконоl=
4;ический
показателеl=
1;.
Это такие
область как =
053;овгородска&=
#1103;,
Читинская,
Астраханскk=
2;я
и др.
&=
nbsp; К
последней
группе
условно
можно
отнести рег
=
80;оны
с низким
уровнем
инвестиций
=
80;
жизни
населения, н=
077;
демонстрирm=
1;ющие
тенденции
экономичесl=
2;ого
роста. Это
такие регио
=
85;ы
как
Республика
Ингушетия,
Псковская
область, Алт=
072;йский
край и целый
ряд других.
&=
nbsp; Сегодня
субъекты
Российской
Федерации в
=
89;тупают
в
конкуренциn=
2;
друг с друго=
084;
за приток
инвестиций.
Даже базовы
=
77;
знания по фи=
085;ансовым
рынкам,
позволяют
говорить о
том, что в
борьбе за
инвестиции
выигрывает
тот проект
или регион,
где
суммарные
риски ниже. Неоце=
;нимое
значение в
снижении
рисков
играют:
-
стабильносm=
0;ь
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
региона;
-
планированl=
0;е
и
определениk=
7;
приоритетнm=
9;х
направлениl=
1;
развития
региона на
среднесрочl=
5;ую
и
долгосрочнm=
1;ю
перспективm=
1;;
-
наличие и
реализация
долгосрочнl=
6;й
стратегии
развития
региона.
&=
nbsp; Новые
инструментm=
9;
инвестициоl=
5;ной
политики,
созданные
Правительсm=
0;вом
Российской
Федерации,
направлены
на
диверсификk=
2;цию
экономики и
расширяют
степень
осведомленl=
5;ости
инвесторов
=
86;
возможностl=
0;
использоваl=
5;ия
данных
инструментl=
6;в.
Федерал=
1100;ные
целевые
программы
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
регионов.
Федерал=
1100;ные
целевые
программы
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
регионов
стали
появляться
=
74;
больших
количестваm=
3; во
второй
половине 90-х
годов. До
конца
Причина=
1084;и
активизациl=
0;
разработки
=
80;
утверждениn=
3;
федеральныm=
3;
программ
развития ре
=
75;ионов
послужило
принятие
летом
Приняты=
1077;
программы
были очень
разнопланоk=
4;ыми
и отличалис=
00;
друг от друг=
072;
по целевому
ряду
параметров:
- по
размерам
охватываемl=
6;й
территории R=
11;
от одного
города или
даже части
города (прог=
088;аммы
по Сочи и
историческl=
6;му
центру Санк
=
90;-Петербурга)
до
межрегионаl=
3;ьных
программ («С=
080;бирь»,
«Дальний
Восток» и
«Забайкальk=
7;»),
промежуточl=
5;ый
и наиболее р=
072;спростране&=
#1085;ный
вариант –
программы п
=
86; одному
субъекту
Федерации;
- по
масштабу
решаемых
проблем – от
отдельных
вопросов
территории
до
комплексноk=
5;о
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
регионов;
- по доле
федеральноk=
5;о
бюджета в
общем объем
=
77;
финансировk=
2;ния
программныm=
3;
мероприятиl=
1;
– по
большинствm=
1;
программ
доля
федеральноk=
5;о
бюджета пре
=
76;полагалась
в пределах 20%, k=
4;
последних
принятых
программах R=
11;
8-10 % (остальные
средства до
=
83;жны
были
изыскиватьl=
9;я
в основном и=
079;
внебюджетнm=
9;х
источников,
доля
региональнm=
9;х
и местных
бюджетов
достигла
всего 20-30 %).
Соответ=
1089;твенно,
программы
отличались
по абсолютн
=
99;м
объемам
средств,
которые дол
=
78;ны
были быть
выделены из
федеральноk=
5;о
бюджета на и=
093;
финансировk=
2;ние.
&=
nbsp; Общим
для
федеральныm=
3;
целевых
программ
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
регионов
являлось их
значительнl=
6;е
недофинансl=
0;рование
(т.е. реально
на программ
=
99;
выделялось
гораздо
меньше
средств по с=
088;авнению
с
утверждаемm=
9;ми
их объемами).
&=
nbsp; Надо
сказать, что
из законов о
федеральноl=
4; бюджете
очень сложн
=
86;
и даже
невозможно
понять, како=
081;
объем
средств
предполагаk=
7;тся
направить и
=
79;
федеральноk=
5;о
бюджета на
инвестиции
=
74;
каждый
конкретный
субъект
Федерации.
Вплоть до
закона о
бюджете на
&=
nbsp; Подобна&=
#1103;
запутанносm=
0;ь
является
лишь отраже
=
85;ием
более общей
проблемы
отсутствия
=
95;етких
критериев
отбора
регионов,
социально-э
=
82;ономически=
1077;
проблемы,
которых дол
=
78;ны
решаться пр
=
86;граммными
методами с
участием
федеральноk=
5;о
бюджета. Есл=
080;
посмотреть
перечень пр
=
80;нятых
программ, то
окажется, чт=
086;
они касаютс=
03;
самых разны
=
93;
по своему
социально-э
=
82;ономическо=
1084;у
положению
субъектов
Федерации
(хотя в целом,
конечно, по
депрессивнm=
9;м
и остальным
регионам
утверждено
больше
программ, не=
078;ели
по
относительl=
5;о
благополучl=
5;ым
территорияl=
4;).
&=
nbsp; Как
уже
говорилось
выше,
основным
нормативныl=
4;
документом,
регламентиl=
8;ующим
разработку
=
80;
принятые
федеральныm=
3;
целевых про
=
75;рамм
развития
регионов,
является
закон «О гос=
091;дарственно&=
#1084;
прогнозироk=
4;ании
и программа
=
93;
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития Ро
=
89;сийской
Федерации».
Как видно из
его названи=
03;,
закон
касается
всех целевы
=
93;
программ, а
не только
региональнm=
9;х.
Последние ж
=
77; имеют
свою
специфику (в
т.ч. свои
критерии от
=
73;ора
программ) и
должны
регулироваm=
0;ься
отдельным
нормативныl=
4;
актом. То
есть имеет
место явная
нехватка
законодатеl=
3;ьного
обеспечениn=
3;.
&=
nbsp; Вопрос
о
необходимоl=
9;ти
принятия
специальноk=
5;о
закона по
региональнm=
9;м
программам
=
73;ыл
поставлен в
профильном
комитете
Государствk=
7;нной
Думы еще в
&=
nbsp; Эффекти&=
#1074;ность
реализовавm=
6;ихся
федеральныm=
3;
целевых
программ
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
регионов
остается
вопросом
открытым. С
одной
стороны,
многими экс
=
87;ертами
признается
важность
программ дл=
03; решения
проблем
территорий, =
089;
другой стор
=
86;ны,
не
существует
очевидных
доказательl=
9;тв
того, что
динамика
экономичесl=
2;ого
развития
того или
иного
региона был
=
72;
бы менее поз=
080;тивной
(или более
негативной) =
074;
случае, если
бы на его
территории
не
реализовывk=
2;лись
программныk=
7;
мероприятиn=
3;,
или того, что &=
#1074;ыделенные
из
федеральноk=
5;о
бюджета
средства не
могли быть
потрачены
более
эффективно. =
058;ем
не менее,
можно с
уверенностn=
0;ю
говорить о
том, что в
целом
регионы, где
шла реализа
=
94;ия
федеральныm=
3;
целевых
программ, не
выделяются
на фоне
других
субъектов
Федерации п
=
86;
динамике
своего
экономичесl=
2;ого
развития.
Инвестицио=
1085;ный
фонд
Российской
Федерации
&=
nbsp; В
соответствl=
0;и
с
положениямl=
0;
постановлеl=
5;ия
Правительсm=
0;ва
Российской
Федерации о
=
90;
23 ноября 2005 год=
072;
№ 694 «Об
Инвестициоl=
5;ном
фонде
Российской
Федерации»
основная
задача
Инвестициоl=
5;ного
фонда –
государствk=
7;нная
поддержка
для
реализации
инвестициоl=
5;ных
проектов,
имеющих
общегосудаl=
8;ственное
значение и
осуществляk=
7;мых
на условиях
государствk=
7;нно-частног=
1086;
партнерствk=
2;,
стоимостью
=
85;е
менее 5 млрд.
рублей, в
части
создания и
развития
инфраструкm=
0;уры
(в том числе
социальной),
развития
элементов
российской
инновационl=
5;ой
системы,
реализации
институциоl=
5;альных
преобразовk=
2;ний.
&=
nbsp; Ини=
;циаторами
реализации
инвестициоl=
5;ных
проектов
могут
выступать
федеральныk=
7;
органы
исполнителn=
0;ной
власти,
органы испо
=
83;нительной
власти
субъектов
Российской
=
60;едерации,
органы
местного
самоуправлk=
7;ния,
коммерческl=
0;е
организациl=
0;,
в том числе
иностранныk=
7;
инвесторы и
коммерческl=
0;е
организациl=
0;
с
иностранныl=
4;и
инвестицияl=
4;и.
Финан=
1089;ирование
на 2006 год
предусмотрk=
7;но
в объеме 69,7
млрд. рублей,
на 2007 год –
ассигнованl=
0;я
на
пополнение
Инвестициоl=
5;ного
фонда преду
=
89;мотрены
в объеме 110,6
млрд. рублей.
&=
nbsp; Вме=
;сте
с тем, как
отмечают
эксперты
Института
экономики
РАН, практик=
072;
работы
Инвестициоl=
5;ного
фонда
показывает,
что средств
=
72; фонда
до
настоящего
времени
практическl=
0; не
используютl=
9;я.
Возникают
сложности с
отбором
инвестициоl=
5;ных
проектов дл=
03;
эффективноk=
5;о
финансировk=
2;ния.
&=
nbsp; В
федеральныm=
3;
органах
исполнителn=
0;ной
власти
создаются
специальныk=
7;
комиссии по =
088;аботе
с
инвестициоl=
5;ными
проектами.
Так, наприме=
088;,
в
Минпромэнеl=
8;го
России
принят прик
=
72;з
от 29 марта 2006
года № 62 «Об
организациl=
0;
работы в
Минпроэнерk=
5;о
России с
инвестициоl=
5;ными
проектами,
претендующl=
0;ми
на получени
=
77;
государствk=
7;нной
поддержки з
=
72;
счет средст
=
74;
Инвестициоl=
5;ного
фонда
Российской
Федерации».
Согласно
приказу
утвержден п
=
86;рядок
организациl=
0;
работы, срок=
080;
рассмотренl=
0;я
материалов
по
инвестициоl=
5;ным
проектам,
назначены о
=
90;ветственны=
1077;
департаменm=
0;ы,
заместителn=
0; министра,
имеющий
право
подписи
заключений
на
инвестициоl=
5;ные
проекты.
Банк
развития
14 декабря=
; 2006
года на
заседании
Правительсm=
0;ва
Российской
Федерации
одобрен
законопроеl=
2;т
«О Банке
развития».
Целью
создания
Банка разви
=
90;ия
является
стимулировk=
2;ние
экономичесl=
2;ого
роста и
обеспечениk=
7;
развития эк
=
86;номики
Российской
Федерации
путем содей
=
89;твия
повышению
эффективноl=
9;ти
инвестициоl=
5;ной
деятельносm=
0;и,
привлечениn=
2;
инвестиций, =
074;
том числе пр=
103;мых
иностранныm=
3;
инвестиций
=
74;
российскую
экономику,
развитию
производстk=
4;енной
и финансово
=
81;
инфраструкm=
0;уры,
обеспечениn=
3; поддержки
инновационl=
5;ой
деятельносm=
0;и,
поддержки
экспорта
российских
товаров, раб=
086;т
и услуг, а
также малог
=
86;
и среднего
бизнеса.
Российская
венчурная
компания
24 августа=
; 2006
года принят
=
86;
постановлеl=
5;ие
Правительсm=
0;ва
Российской
Федерации
«Об открыто
=
84;
акционерноl=
4;
обществе
«Российскаn=
3; венчурная
компания».
Данное
постановлеl=
5;ие
определяет
порядок и
основные
принципы
деятельносm=
0;и
ОАО
«Российскаn=
3;
венчурная
компания»,
которое
будет выпол
=
85;ять
функции
«фонда
фондов», т.е.
отбирать на
=
80;лучшие
частные
венчурные
управляющиk=
7;
компании на
конкурсной
основе и
приобретатn=
0;
паи
венчурных
фондов,
создаваемыm=
3;
ими. Деятель=
085;ость
Российской
венчурной
компании в
течение
нескольких
лет позволи
=
90;
существеннl=
6;
увеличить
объем
венчурных
инвестиций
=
80;
содействовk=
2;ть
созданию
первых
историй усп
=
77;ха
российских
высокотехнl=
6;логических
компаний.
Фонды
содействия
развитию
венчурных
инвестиций
уже созданы =
074;
Республике
=
58;атарстан,
городе Моск
=
74;е,
Томской и
Пермской
областях.
К
сожалению,
анализ
программы
создания си
=
89;темы
венчурных
фондов
показывает,
что характе
=
88;на
очень
высокая
степень
регламентаm=
4;ии
со стороны
Федеральноl=
1;
службы по фи=
085;ансовым
рынкам и
высокие
требования
по собствен
=
85;ому
капиталу
управляющеl=
1;
компании, а
инвесторы
практическl=
0;
не могут
влиять на
выбор
объектов
вложений.
Предусм=
1086;трен
большой
объем
отчетности
=
80; дополнител&=
#1100;ный
контроль за
объектами и
=
85;вестиций
со стороны
спецдепозиm=
0;ария,
регистратоl=
8;а
и оценщика.
По мнению
экспертов, в=
085;ешний
контроль за
инвестицияl=
4;и
при затрудн
=
77;нности
его
осуществлеl=
5;ия
со стороны
самих
инвесторов
приемлем
лишь для пря=
084;ых
частных
инвестиций
=
74;
уже
сложившиесn=
3;
компании, гд=
077;
приоритетоl=
4;
является
гарантировk=
2;нная
доходность
инвесторов
по всем прое=
082;там,
а не нахожде=
085;ие
одного-двух
«звездных»
проектов,
которые и
принесут
сотни
процентов п
=
88;ибыли,
более чем
достаточныm=
3;
для самооку
=
87;аемости
фонда.
Согласн=
1086;
условиям
конкурса,
российские
=
91;правляющие
компании
получают
шансы на упр=
072;вление
венчурным
фондом, лишь
если продол
=
78;ительность
их
деятельносm=
0;и
по управлен
=
80;ю
инвестициоl=
5;ными
фондами,
паевыми
инвестициоl=
5;ными
фондами и
негосударсm=
0;венными
пенсионнымl=
0;
фондами на
дату подачи
заявки в
конкурсе
составляет
не менее 2 лет;
активы под и=
093;
доверительl=
5;ым
управлениеl=
4;
в течение
Развитие
технопаркоk=
4;
Создани=
1077;
особых
технозон
(технопарко
=
74;)
имеет
длительную
историю.
Первые
подобные те
=
93;нозоны
начали
появляться
еще в 30-40-х года=
093;
20 века в
Германии. Эт=
086;
были
технопарки
при ракетны
=
93;
полигонах.
3атем
подобные
зоны стали
создаватьсn=
3;
в США и
Советском
Союзе. Свое
воплощение
=
74;
СССР эта иде=
103;
нашла в созд=
072;нии
так
называемых
закрытых
городов: Арз=
072;мас-16,
Челябинск-65,
Томск-26 и пр.,
где шла разр=
072;ботка
высоких
технологий
оборонного
значения.
Сегодня в
мире около 400
технопаркоk=
4;.
В России
зарегистриl=
8;овано
почти 80 техно&=
#1087;арков,
но
большинствl=
6;
существует
=
83;ишь
на бумаге: в
последние
годы
аккредитацl=
0;ю
сумели
пройти
только 30, а
отвечающимl=
0;
международl=
5;ым
стандартам
признано
немногим
более десят
=
80;.
Распоря=
1078;ением
Правительсm=
0;ва
Российской
Федерации о
=
90;
10 марта 2006 г. № 328-р
одобрена
государствk=
7;нная
программа «
=
57;оздание
в Российско
=
81;
Федерации
технопаркоk=
4;
в сфере
высоких
технологий&raqu=
o;.
&=
nbsp; Целью
программы
является
увеличение
темпов
развития
высокотехнl=
6;логичных
отраслей,
поддержка
российских
производитk=
7;лей
высокотехнl=
6;логичной
продукции и
услуг,
содействие
продвижениn=
2;
этой продук
=
94;ии
как на
внутреннем,
так и на
мировом
рынках,
развитие
интеллектуk=
2;льного
потенциала
=
74;
сфере
высоких
технологий.
Накопле=
1085;ный
позитивный
опыт ряда
субъектов
Федерации
(механизмы
финансировk=
2;ния
инновационl=
5;ой
деятельносm=
0;и,
многие
интересные
институциоl=
5;альные
и
процедурныk=
7;
новации и пр.)
может быть
использоваl=
5;
для решения
задачи акти
=
74;изации
региональнl=
6;й
инновационl=
5;ой
системы в
целом.
Таблица <= o:p>
Терри=
1090;ориальные
промышленl=
5;ые
и
научно-прои
=
79;водственны=
1077;
системы. Опы=
090;
регионов
=
53;аименовани=
1077;
системы |
=
53;аправление |
=
56;егион |
Про&=
#1084;ышленные
округа |
|
Мос&=
#1082;овская
область,
Елабуга,
Нижнекамск,
Липецк,
Обнинск |
Осо&=
#1073;ые
экономичес=
082;ие
зоны |
Тех&=
#1085;ико-внедреl=
5;ческие
|
Том&=
#1089;к,
Зеленоград,
Дубна,
Санкт-Петер=
1073;ург |
Про&=
#1084;ышленно-прl=
6;изводствен=
085;ые |
Ела&=
#1073;уга,
Липецк |
|
Тур&=
#1080;стическо-рk=
7;креационны=
077; |
Тве&=
#1088;ь,
(а также в
Бурятии,
Ставрополь=
089;ком
крае,
Иркутской
области,
Краснодарс=
082;ом
крае, Алтайс&=
#1082;ом
крае,
Республике
Алтай и
Калинингра=
076;ской
области)[1] |
|
Нау&=
#1095;но-технолоk=
5;ические
кластеры |
|
Тве&=
#1088;ь,
Екатеринбу=
088;г,
Бурятия,
Томск |
Меж&=
#1076;ународные
инновацион=
085;ые
центры |
|
Вла&=
#1076;ивосток,
Санкт-Петер=
1073;ург,
Архангельс=
082; |
Тех&=
#1085;опарки |
Инф&=
#1086;рмационных
технологий |
Пет&=
#1088;озаводск,
Санкт-Петер=
1073;ург |
Нау&=
#1095;но-промышлk=
7;нные |
Тюм&=
#1077;нь,
Казань,
Обнинск,
Новосибирс=
082;,
Нижний
Новгород |
|
Инд&=
#1091;стриальные=
;,
экотехнопа=
088;ки,
логистичес=
082;ие |
Мос&=
#1082;овская
область |
|
Уни&=
#1074;ерситетски=
;е |
Том&=
#1089;к,
Москва: МГУ,
Черноголов=
082;а,
Курчатовск=
080;й |
|
Эко&=
#1090;ехнополисы=
; |
|
Хаб&=
#1072;ровский
край:
Комсомольс=
082;-Амурск-Солн=
;ечный |
Тех&=
#1085;ологическа=
;я
деревня |
|
Зел&=
#1077;ноград,
Москва |
Агр&=
#1086;промышленн=
;ые
кластеры |
|
Там&=
#1073;ов,
Мичуринск,
Пенза |
Нау&=
#1082;ограды |
|
Пет&= #1077;ргов, Бийск, Дубна<= o:p> |
В
Республике
Башкортостk=
2;н
с
Конкурс=
1099;
показали, чт=
086;
одного лишь
интеллектуk=
2;льного
капитала дл=
03;
эффективноk=
5;о
претворениn=
3;
в жизнь
инновационl=
5;ых
идей и
проектов
недостаточl=
5;о.
Необходима
качественнk=
2;я
презентациn=
3;
проектов, а
также
специализиl=
8;ованная
инфраструкm=
0;ура,
которая бы
обеспечила
соответствl=
0;е
проектов
рыночным
условиям,
всем требов
=
72;ниям
потенциальl=
5;ых
инвесторов.
Все участни
=
82;и
подобного
конкурса,
проведенноk=
5;о
в
Москва
намерена
предоставиm=
0;ь
налоговые п
=
88;еференции
тем
предприятиn=
3;м,
которые зай
=
84;утся
созданием
новых техно
=
83;огий
и
наращиваниk=
7;м
промышленнm=
9;х
мощностей.
Эти
предприятиn=
3;
будут
освобожденm=
9;
от уплаты
имущественl=
5;ого
налога на но=
074;ое
инновационl=
5;ое
оборудованl=
0;е
и арендных
платежей за
землю.
Правительсm=
0;во
Москвы наме
=
88;ено
отменить на
несколько
лет плату за
землю предп
=
88;иятиям,
которые
разместятсn=
3;
на территор
=
80;и
городских
технопаркоk=
4;,
и готово
предоставиm=
0;ь
гарантии по
компенсациl=
0;
процентной
ставки за
банковские
кредиты,
взятые пред
=
87;риятиями
на покупку
или создани
=
77;
новых
технологий
=
80;
иных
инноваций.
В
Нижегородсl=
2;ой
области в
рамках
реализации
проекта по
созданию ре
=
75;ионального
технопарка
должно быть
создано
несколько
инновационl=
5;ых
зон. В регион=
1077;
успешно
действуют
несколько
научных учр
=
77;ждений,
где ведутся
инвестициоl=
5;но
- перспектив=
085;ые
разработки. =
042;
настоящий
момент на
уровне данн
=
86;го
субъекта
Федерации
рассматривk=
2;ется
более 100
инвестициоl=
5;ных
проектов,
которые
могут быть
реализованm=
9;
в особых
экономичесl=
2;их
зонах
данного
региона.
Объем инвес
=
90;иций
для
реализации
инновационl=
5;ых
проектов на
нескольких
площадках
может соста
=
74;ить
25-45 млрд. рубле
=
81;.
За счет этог=
086;
в области
может быть
создано до 15
тыс.
дополнителn=
0;ных
рабочих мес
=
90;,
а в случае
успешного
осуществлеl=
5;ия
проектов
годовой
объем
реализации
инновационl=
5;ой
продукции
будет
доходить до 60-=
80
млрд. рублей.
Рассматривk=
2;ется
возможностn=
0; размещения
технопарка
=
74;
Борском
районе Ниже
=
75;ородской
области, а
также в
здании бывш
=
77;го
дизельного
производстk=
4;а
АО "Горьковl=
9;кий
автомобильl=
5;ый
завод" и пр.
Площадки по
=
76;
размещение
технопаркоk=
4;
будут выдел=
03;ться
только на
конкурсной
основе, в
зависимостl=
0;
от месторас
=
87;оложения
инновационl=
5;ой
зоны, наличи=
103;
научно-инте
=
83;лектуально=
1075;о
и промышлен
=
85;ого
потенциала,
который
находится
рядом с
рассматривk=
2;емой
площадкой.
В
Ставропольl=
9;ком
крае
планируетсn=
3;
организациn=
3;
работы
бизнес-инку
=
73;атора
и центра тра=
085;сфера
технологий. =
042;
крае уже
функционирm=
1;ет
Инновационl=
5;о-технологи=
1095;еский
бизнес-цент
=
88;,
созданный н
=
72;
базе Госуда
=
88;ственного
Учреждения
Ставропольl=
9;кий
ЦНТИ, где
постоянно
действует
выставка
инвестициоl=
5;ных
и
инновационl=
5;ых
проектов
организациl=
1;
края. В
Богатый
опыт
создания
промышленнm=
9;х
зон и техноп=
072;рков
имеется в
Свердловскl=
6;й
области. Бол=
100;шая
часть
технопаркоk=
4;
с начала 1990-х
годов созда
=
74;алась
здесь на баз=
077;
учреждений
высшей школ
=
99;.
Однако,
относительl=
5;о
обособленнm=
9;е
вузовские
технопарки,
как правило,
не становил
=
80;сь
эффективныl=
4;и
субъектами
инновационl=
5;ой
деятельносm=
0;и,
поскольку н
=
77;
имели разви
=
90;ой
инфраструкm=
0;уры,
а также
устойчивых
контактов с
потенциальl=
5;ыми
инвесторамl=
0;
и
потребителn=
3;ми
их
инновационl=
5;ой
продукции. Н=
086;
главный
недостаток
вузовских и
=
85;новационны=
1093;
центров
заключался
=
74;
том, что
российская
высшая школ
=
72;
(в отличие,
например, от
американскl=
6;й)
не имела и
пока не имее=
090;
возможностl=
0;
устойчиво
финансировk=
2;ть
на
необходимоl=
4;
уровне
деятельносm=
0;ь
этих
инновационl=
5;ых
центров как
форму
"собственно=
;го"
венчурного
=
87;редпринима=
1090;ельства.
Между тем,
получить
заемные сре
=
76;ства
или иную
финансовую
поддержку н
=
72;
эти цели
практическl=
0;
невозможно.
С 2003 года в
области в
качестве
материальнl=
6;й
базы для
создания
технопаркоk=
4;
стали в боль=
096;ей
мере
рассматривk=
2;ться
крупные
промышленнm=
9;е
предприятиn=
3;,
в первую
очередь -
машиностроl=
0;тельные.
Они обладал
=
80;
избыточной
инфраструкm=
0;урой
и площадями,
при этом
располагалl=
0;
собственныl=
4;
научным и
кадровым
потенциалоl=
4;.
В этом смысл=
077;
Уральский
регион,
крупнейший
=
94;ентр
российскогl=
6;
машиностроk=
7;ния,
с точки зрен=
080;я
развития
технопаркоk=
4;
может
считаться
одним из
наиболее
перспективl=
5;ых
в России. Поя=
1074;ился
и мощный
финансовый
стимул
региональнl=
6;го
уровня: в
июле
Пока же
можно
говорить
лишь об одно=
084;
реализованl=
5;ом
на Урале
проекте
технопарка
на базе
промышленнl=
6;го
предприятиn=
3;.
Это -
организоваl=
5;ный
в Екатеринб
=
91;рге
на
территории
Уралмаш зав
=
86;да
технопарк
"Уралмаш".
Договор о
создании
технопарка
завод
заключил с
Министерстk=
4;ом
по
управлению
госимущестk=
4;ом
Свердловскl=
6;й
области 15
июля
Сегодня,
приходя в
регион,
инвестор
сталкиваетl=
9;я
с
отсутствиеl=
4;
четких
прозрачных
=
87;ланов
развития
территории,
схемы
территориаl=
3;ьного
планированl=
0;я
и планов
развития
естественнm=
9;х
монополий и
строительсm=
0;ва
промышленнm=
9;х
и социальны
=
93;
объектов. В
этой
ситуации тр
=
91;дно
определить
как
современныk=
7;
точки вложе
=
85;ия
ресурсов,
так и
возвратносm=
0;ь
средств в
перспективk=
7;.
Инструм=
1077;нты
государствk=
7;нной
поддержки э
=
90;ого
привлечениn=
3;
могут быть
различными. =
069;то
и
Инвестициоl=
5;ный
фонд, и
особые
экономичесl=
2;ие
зоны, и
Российская
венчурная
компания, и
Банк
развития. У
всех этих ин=
089;трументов
есть свои
плюсы и
минусы. Поэт=
086;му
необходим
подход,
позволяющиl=
1;
их увязать в
единое цело
=
77;,
что позволи
=
90;
добиться си
=
85;ергетическ=
1086;го
эффекта с
точки зрени=
03;
региональнl=
6;го
развития.
Минреги=
1086;ном
России нара
=
73;отан
большой
практическl=
0;й
опыт рассмо
=
90;рения
стратегий
социально-э
=
82;ономичсеко=
1075;о
развития
субъектов Р
=
60;
(64 субъекта),
схем террит
=
86;риального
планированl=
0;я
(11 субъектов),
подготовки
заседаний
Правительсm=
0;ва
РФ по
вопросам
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
субъектов Р
=
60;
(16 субъектов).
Этот опыт
показывает, =
095;то
оптимальныl=
4;
механизмом
взаимоувязl=
2;и
различных
инструментl=
6;в
привлечениn=
3;
инвестиций
является
комплекснаn=
3;
программа
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития су
=
73;ъекта
РФ.
Комплек=
1089;ная
программа
состоит из
согласованl=
5;ых
между собой
долгосрочнl=
6;й
стратегии
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
субъекта РФ =
080;
его схемы
территориаl=
3;ьного
планированl=
0;я,
а также
разработанl=
5;ого
на их основе =
1089;реднесрочн=
ого
планового
документа.
В
стратегиях
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития
субъектов Р
=
60;
проводится
анализ
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
положения,
системных
проблем,
SWOT-анализ.
Определяетl=
9;я
система
долгосрочнm=
9;х
целей
социально-э
=
82;ономическо=
1075;о
развития, ст=
088;атегическо&=
#1077;
видение
будущего
места субъе
=
82;та
РФ в
экономике Р
=
60;
и глобально
=
81;
экономике. Н=
072;
основе
анализа и
стратегичеl=
9;кого
видения выр
=
72;батываются
сценарии
развития,
определяетl=
9;я
целевой
сценарий, дл=
103;
которого ра
=
79;рабатывает=
1089;я
система
показателеl=
1;,
и задаются и=
093;
целевые
значения.
Наконец, на
основании
анализа
ограничениl=
1;
и ресурсной
обеспеченнl=
6;сти
органов
государствk=
7;нной
власти,
разрабатывk=
2;ется
система мер
государствk=
7;нного
управления
для
реализации
целевого
сценария.
По факту
наличие
стратегии
уже сегодня
является
необходимоl=
9;тью
для
применения
инструментl=
6;в
государствk=
7;нной
поддержки п
=
88;ивлечения
инвестиций.
Так, в
соответствl=
0;и
с правилами
оформления
=
80;
подачи
заявки на
создание
особой экон
=
86;мической
зоны,
утвержденнm=
9;ми
постановлеl=
5;ием
Правительсm=
0;во
РФ от 13
сентября
Задавая
в стратегия
=
93;
стратегичеl=
9;кие
приоритеты
развития
(экономичес
=
82;ие
приоритеты,
структура
экономики,
социальные
приоритеты
=
80;
др.), субъекты
Российской
Федерации в
схемах
территориаl=
3;ьного
планированl=
0;я
должны
осуществляm=
0;ь
пространстk=
4;енное
закреплениk=
7;
этих
приоритетоk=
4;,
привязыватn=
0;
к территори
=
80;
конкретные
объекты,
необходимыm=
3;
для достиже
=
85;ия
целей,
определять
возможностl=
0; ресурсного
обеспечениn=
3;
их
достижения
(пространст
=
74;енные
ограничениn=
3;,
территориаl=
3;ьное
зонированиk=
7;,
резервация
земель и др.).
Разрабо=
1090;ка
документов
долгосрочнl=
6;го
стратегичеl=
9;кого
планированl=
0;я
в субъектах
РФ предпола
=
75;ает
активное
участие
гражданскоk=
5;о
общества,
предпринимk=
2;телей.
В процессе
этой работы
происходит
согласованl=
0;е
интересов г
=
86;сударства,
общества и
бизнеса.
Комплек=
1090;
стратегичеl=
9;ких
документов R=
11;
это не тольк=
086;
руководствl=
6;
к действию
государствk=
7;нных
органов, но и
вполне
определеннm=
9;й
сигнал для
бизнеса отн
=
86;сительно
приоритетнm=
9;х
направлениl=
1;
экономичесl=
2;ого
развития
региона, а
также о терр=
080;ториях,
где будут
зарезервирl=
6;ваны
земли под
проекты.
Посколь=
1082;у
и стратегия,
и схема
территориаl=
3;ьного
планированl=
0;я
разрабатывk=
2;ются
на 20-25 лет,
инвесторы
получают
возможностn=
0;
уже сейчас
планироватn=
0;
когда в
течение
этого време
=
85;и
и в какое
конкретно
место в
регионе наи
=
73;олее
выгодно
прийти со
своими
проектами.
При этом
становится
ясно, в какой
части может
быть
задействовk=
2;н
инструмент
Инвестициоl=
5;ного
фонда с
объемом
инвестиций
от 5 млрд. руб.,
=
74;
какой части
можно
привлечь
ресурсы
Банка
развития, гд=
077;
нет такого
ограничениn=
3;
по размерам
инвестиций, =
072;
где будут ос=
086;бые
экономичесl=
2;ие
зоны.
Непосре=
1076;ственным
инструментl=
6;м
реализации
комплексноl=
1;
программы
является
разработанl=
5;ый
на
среднесрочl=
5;ый
период и
увязанный с
бюджетным
процессом
доклад о
результатаm=
3;
и основных
направлениn=
3;х
деятельносm=
0;и.
В этом
докладе
сведены
воедино все
проекты,
реализуемыk=
7;
на
территории
субъекта РФ
за счет
бюджетов
всех уровне
=
81;
и внебюджет
=
85;ых
источников,
приведены
индикаторы
достижения
целей и даны
их целевые з=
085;ачения.
Сегодня &=
#1074;
ряде
субъектов
Российской
Федерации
уже
разработан
=
80;
реализуетсn=
3;
весь компле
=
82;т
документов
комплексноl=
1;
программы
(Иркутская,
Калинин
&nbs=
p; Р
=
72;зработка ст&=
#1088;атегически=
;х документо=
074; позволит ре=
;шить следую=
097;ие основные=
задачи на ос=
1085;ове интегра=
;ции усилий г=
1086;сударства и=
; предприним=
072;тельского с=
ектора экон
=
86;мики, ускоре=
ния внедрен
=
80;я современн&=
#1099;х инвестицl=
0;онно-финанс=
1086;вых механиз=
;мов привлеч=
077;ния негосуд=
арственногl=
6; российског=
1086; и иностранl=
5;ого капитал=
1072; в регионы:
= · = = 87;овысить эфф&= #1077;ктивность l= 0;спользован= 080;я средств фе= ;дерального = 073;юджета, внеб= ;юджетных ср= 077;дств и иных l= 0;нвестицион= 085;ых ресурсов= , направляем= 099;х на развити= ;е сферы наук= 1080; и технологl= 0;й;
= · = = 86;беспечить с&= #1086;вершенство= ;вание норма= 090;ивно-правов= ой базы в цел= 1103;х привлечен= ;ия внебюдже= 090;ных средств= и иных инвес= 1090;иционных ре= ;сурсов в сфе= 1088;у науки и те = 93;нологий, а та= ;кже повышен= 080;я востребов= анности рез = 91;льтатов нау&= #1095;но-техничеl= 9;ких работ от&= #1077;чественным= ; производст= 074;ом;
= · = = 86;беспечить в&= #1086;спроизводс= ;тво и развит= 1080;е материаль= ;но-техничес= 082;ой базы орга= ;низаций нау= 095;но-техничес= кой сферы, ко= 1090;орые осущес= ;твляют иссл= 077;дования по П= ;риоритетны = 84; направлени&= #1103;м и техноло = 75;ическое пер&= #1077;вооружение= ; наукоемких = 1087;роизводств= ;
Разрабо=
1090;ка
стратегичеl=
9;ких
документов
=
89;убъектов
Российской
Федерации,
учитывающиm=
3;
федеральнуn=
2; и
отраслевые
стратегии
позволит
учесть объе
=
82;тивные
тенденции
глобальных
мировых
процессов
развития.
©
Смирнова О.О.=
span>,
Базлуцкая
Л.В.
[1]
По
результатаl=
4; засе&=
#1076;ания
конкурсной
комиссии по
отбору прет
=
77;ндентов
на
образованиk=
7;
особых экон
=
86;мических
зон
туристско-р
=
77;креационно=
1075;о
типа МЭРТа Р=
086;ссии
от 6 декабря